четверг, 24 мая 2012 г.

Великолепный Версаль – королевская роскошь


Версаль не просто великолепный дворцово-парковый ансамбль. Это чудо архитектуры, шедевр, ставший легендой.
Каждая деталь дворца пропитана духом эпохи Короля-Солнце – Людовика XIV. Здесь всё запредельно роскошно, всё источает шик, блеск и величие. Здесь творилась история. Здесь хранились тайны и плелись интриги.
«Было множество попыток создать подобие Версаля, но оригинал всегда оставался неподражаемым».

Места для королевской охоты
Еще в начале XVII века Версаль был небольшим поселком с населением не более 500 человек. На месте будущего королевского дворца высилась одинокая мельница, а кругом расстилались поля и бесконечные болота.
По преданию, в здешних диких лесах любил охотиться на косуль и вепрей прославленный предводитель гугенотов, основатель французской королевской династии Бурбонов – Генрих IV Наваррский (1572–1610).
Его сын Людовик XIII (1610–1643) испытывал к охоте не меньшую страсть. В 1624 году, облюбовав местные охотничьи угодья, Людовик XIII поручил придворному архитектору Филиберу Ле Руа отстроить здесь небольшой замок. Расположенная неподалеку деревушка Версаль дала королевской крепости свое название.
Прошло немало времени. За это время Франция простилась с довольно мягким правлением Людовика XIII Справедливого, успела пережить восстание Фронды (1648) и эпоху регентства королевы-матери Анны Австрийской и кардинала Мазарини (1643–1651).
Наконец, настала пора правления молодого и полного честолюбивых планов Людовика XIV (16431715). В 1655 году на заседании парламента он произнес свою знаменитую фразу: «L'Etat c'est moi! (Государство это я!)» А придворные поспешили назвать его «Roi Soleil» – Король-Солнце (которое всегда светит над Францией).

Восхождение Короля-Солнце
Стоит вспомнить, что детство правителя Франции прошло в лишениях. При этом маленький Луи видел, как некоторые сановники купались в роскоши, расточая королевскую казну. Решив покончить с этим раз и навсегда, Людовик XIV принялся жестко устранять политических противников.
«Не бывать двум солнцам на небе, не бывать двум правителям на земле». Эти слова Александра Македонского очень точно подходили к боевому настрою Людовика XIV.
Пожалуй, самым могущественным и состоятельным вельможей тогдашней Франции был суперинтендант финансов Николя Фуке. Казалось, убрать эту влиятельную фигуру с политического олимпа было не по силам никому, даже решительному Людовику.
Имея неограниченные финансовые возможности, Фуке вел безмерно расточительный образ жизни. Он был щедр, ценил прекрасное и обладал отменным вкусом. Его обожали лучшие женщины Франции. В его свите всегда находилось место для выдающихся ученых, художников, музыкантов и писателей (среди последних – Мольер, Лафонтен, Ленотр).
В 1655 году Фуке пригласил талантливого архитектора Луи де Во для проектирования и строительства своего нового замка. Работы шли довольно быстро, и уже через пять лет дворец Во-ле-Виконт был готов. О замке Фуке заговорили как о чуде, с восторгом и придыханием.
Дворец Во-ле-Виконт демонстрировал совершенно новый стиль жизни французского аристократа – на природе, вне стен переполненного людьми города. Главным в дворцово-парковом ансамбле Во-ле-Виконт стал даже не сам дворец, а общий принцип создания загородной резиденции. Вся территория была превращена в гигантский парк, искусно устроенный архитектором-садовником Андре Ленотром.
Фуке наслаждался жизнью в своем новом замке, обставляя его дорогими и изысканными вещицами. Всё было прекрасно до того дня, когда Его величество король Людовик XIV изъявил желание навестить своего министра…
«Ничто не поражает с такой силой как роскошь, когда её видишь первый раз», писал Виктор Гюго.
Дворец и парк Во-ле-Виконт произвели крайне сильное впечатление на Людовика XIV. Юный правитель был ошеломлен и подавлен. Он не мог смириться с мыслью, что всё это богатство – не его собственность.
Кроме того, Фуке, человек весьма честолюбивый, постарался усилить эффект, заказав к приезду короля диковинные блюда, экзотические цветы, грандиозный фейерверк… Словом, перестарался.
Людовик XIV покинул замок Во-ле-Виконт в мрачном расположении духа и уже на следующий день распорядился немедленно заточить Фуке в тюрьму. Позже, пригласив к себе прославленных архитекторов Луи ле Во и Андре Ленотра, Людовик XIV поручил им спроектировать и построить в Версале новый королевский дворец, разумеется, не уступающий по грандиозности замку Фуке.

«Большой стиль». От замысла к исполнению
Король-Солнце твердо решил окружить себя роскошью. Версаль был призван рассказать потомкам «о могуществе, величии и утонченности Франции».
Некий «большой стиль» должен был отразить новые идеалы абсолютизма. Таким стилем мог быть только классицизм, который ассоциировался с величием древних греков и римлян (придворные льстецы не уставали сравнивать Людовика XIV с Юлием Цезарем и Александром Македонским).
Но строгий и рациональный классицизм казался недостаточно пышным для выражения торжества абсолютной монархии. Решено было «разбавить» строгость классических линий избыточностью и пышностью барокко – художественного стиля, господствующего в соседней Италии.
Поначалу предполагалось лишь улучшить построенный в Версале охотничий замок, дополнив его пышными садами и парком. Но с каждым разом проект становился всё более масштабным. В итоге строительство растянулось на десятилетия.
К работам приступили в 1660 году. Андре Ленотр предложил идею открытой планировки, дающей возможность охватить единым взглядом широкие просторы Версаля.
Для осуществления проекта были проделаны титанические работы по осушению болот, нанесению на их место земли, песка и камней, выравниванию почвы и созданию искусственных террас. Следом были вырыты каналы и построен водопровод, предназначенный для будущих знаменитых фонтанов и каскадов. Уже скоро провинциальный Версаль преобразился до неузнаваемости.
В 1664 году оба боковых флигеля, окружающих так называемый мраморный двор, были готовы настолько, что Людовик XIV мог давать здесь блестящие придворные балы.
Вслед за флигелями было возведено главное здание с дворцовым парком, по плану Ленотра. Стараясь выразить идею недосягаемости королевской власти, Ленотр придал садам и парку Версаля исключительное величие. Согласно его плану, аллеи парка расходились из центра подобно лучам солнца, а не под прямым углом, как было принято в прошлые времена.
Версальский парк украсили оранжереями, розариями, лужайками с зелеными лабиринтами и многочисленными статуями. Из огромных искусственных прудов забили струи воды – это были первые в Европе каскады фонтанов!
 Версальский каскад фонтанов
Безусловно, о бассейнах и фонтанах Версаля надо рассказать отдельно. Они были апофеозом европейской инженерной мысли тех лет. Они очаровывали и вдохновляли.
Перед фасадом дворца, напротив окон Большой галереи симметрично разместили два вытянутых бассейна, заключенных в гранитные рамы: «В их зеркальной глади отражалось небо, лучи заходящего солнца и сам дворец. Борта бассейна по скошенным углам были украшены скульптурами, символизирующими водную стихию французского королевства».
Ниже ярусами расположились террасы с бассейнами, украшенными позолоченными фигурами людей, зверей и птиц. Еще ниже раскинулось длинное озеро, «по которому плавали 17 больших и малых судов, украшенных золотом». Рассказывают, что однажды дофин, по случаю рождения сына, в эти бассейны и фонтаны вместо воды налил вино. Даже в тот большой бассейн, где плавали 17 судов…
За бассейнами начинался спуск по Большой лестнице, у подножия которой расстилалось обширное пространство с гигантскими зелеными партерами. Здесь находился круглый бассейн с фонтаном «Латона». От него аллея вела к широкому зеленому газону, в глубине которого расположился знаменитый бассейн с фигурой Аполлона. Сын Латоны выезжал на золотой колеснице навстречу своей матери. 
 Через несколько десятилетий Петр I будет путешествовать по европейским странам. Великолепие фонтанов Версаля поразит его. По возвращению на родину, он отдаст распоряжение о строительстве в Петергофе новой официальной летней резиденции, «подобной славному французскому дворцу». Российский монарх лично набросал план на бумаге. Так появился красивейший дворцово-парковый ансамбль Петергоф со знаменитыми золотыми фонтанами.

Блеск и слава
Версаль стал олицетворением роскоши и шика, изящества и помпезности. Каждая деталь была продумана до мелочей.
Неподалеку от входа в правой части дворца располагалась Королевская капелла. Людовик часто произносил здесь свои молитвы.
От капеллы шли девять парадных залов, названных именами мифологических героев. Каждый зал поражал своим пышным убранством.
И, конечно же, завораживала взгляд Большая (названная в XIX веке Зеркальной) галерея, где было собрано 357 зеркал. Кроме них галерею украшали серебряные статуи, люстры из богемского хрусталя, расписные плафоны, консоли из позолоченного дерева с мраморными столешницами, вазы из порфира при этом каждая деталь была истинным произведением искусства.
Версальский дворец являл собой сказочное зрелище. Особенно вызывала восхищение та его сторона, что была обращена к королевскому парку.
Чтобы увядшие цветы не омрачали взгляд Людовика XIV, было решено выращивать растения в специальных горшочках. Королевский садовник Ленотр имел в своем распоряжении до двух миллионов горшечных цветов, с помощью которых можно было быстро заменить увядшие растения, а также создать новые рисунки из цветов.
В Версальский парк привозились самые разные цветы со всего света. Особенно ценились ярко-желтые нарциссы жонкиль и нежно-белые ароматные туберозы.
«Версальский дворец открыт для публичных увеселений».
Именно эта надпись была высечена на фронтоне главного дворцового корпуса.
В Версале стали устраиваться многочисленные приемы, балы, встречи. Организовывались костюмированные вечера, всевозможные праздники и театральные спектакли.
В феврале 1672 года Людовик XIV окончательно избрал Версаль своей резиденцией. Вельможи и дворяне потянулись сюда изо всех, даже самых отдаленных уголков Франции в надежде обрести королевскую милость.
Лицам, выразившим желание строиться в соседстве от королевского дворца, были предоставлены различные льготы. Придворным разрешалось подражать королю, но ни в коем случае не превосходить его.
Уже скоро вокруг новой резиденции монарха возник большой город.
 Тем временем работы продолжались
 После смерти архитектора Луи ле Во строительством и благоустройством Версаля заведовал Жюль Ардуэн-Мансар, внучатый племянник Франсуа Мансара, мастера французского барокко.
Великолепный дворец в Версале стал недостижимым образцом для многочисленной знати. Согласно исторической финансовой отчетности версальский дворец обошелся французской казне в 15 миллионов 228 тысяч 287 ливров, 10 су и 3 денье! Эту сумму невозможно перевести в нынешние деньги – с учетом всех курсов и инфляций она получается заоблачно высокой.
Кроме того, при строительстве дворца были задействованы колоссальные трудовые ресурсы – больше 35 тысяч рабочих!
Версальский двор со строго отрегулированным этикетом стал центром, откуда исходили все государственные решения.
Довольно скоро Король-Солнце стал примером к подражанию не только для своих подданных, но и для всех благородных домов Европы. Копировались нравы его двора, этикет, культура. Французский язык приобрел неслыханную популярность.
 Годы великих потрясений
«Поток богатств теряется в песках расточительности». Буаст Пьер (1765–1824), французский лексикограф и философ.
После смерти Людовика XIV Версаль продолжал оставаться резиденцией французских королей – Людовика XV (1715–1774) и Людовика XVI (1774–1792). За это время население города возросло до ста тысяч человек.
Роскошная жизнь Версаля требовала значительных финансовых затрат. Королевский двор продолжал жить на широкую ногу, не прислушиваясь к недовольному ропоту простых французов. Меж тем народ уже не мог мириться с высокими налогами и постоянной нехваткой продовольствия.
Голодный бунт 1789 года был первым серьезным предупреждением королевской семье. Толпы женщин, уставших от тяжелой работы и бесконечных лишений, подошли к Версалю и потребовали встречи с королем. Отчаянная «женская армия» изрядно напугала монарха. Опасаясь, что бунт перерастет в вооруженное восстание, Людовик XVI решил незамедлительно покинуть опасное место. Под покровом ночи, захватив всю свою семью, французский король отправился в Париж. Бегство Людовика XVI стало неожиданностью для взбунтовавшихся французов.
Проникнув в опустевший дворец, бедняки разом утратили весь свой пыл. Невообразимая, изысканная роскошь королевских покоев ввела их в оцепенение. Разрушать такую красоту не поднималась рука. В итоге всё лучшее в версальском дворце осталось нетронутым и было бережно сохранено простыми людьми.
Однако с момента, когда королевский двор был вынужден переехать в Париж, население прилегающих к Версалю земель стало убывать. В революционную эпоху версальский замок и вовсе пришел в упадок. При директории одна часть его была обращена в отделение дома для инвалидов, а другая – в картинную галерею.
Наполеон I Бонапарт с интересом осмотрел дворец, но жить в нем отказался. В его правление Версаль не блистал, а только лишь поддерживался в «сносном состоянии».
Спустя много лет король-гражданин Луи-Филипп I Орлеанский – представитель династии Бурбонов – заново отделал внутренние помещения версальского дворца и обратил их в национальный музей.
С тех пор Версаль еще не раз становился свидетелем важнейших исторических событий.
 Версаль сегодня
Сегодня Версаль является главным городом французского департамента Сены и Уазы. Он находится в 19 км на юго-западе от Парижа и соединен с ним двумя линиями железной дороги.
Версальский комплекс огромен, и обойти его за один день вряд ли удастся. Так что есть смысл составить индивидуальную программу посещения этого удивительного места, ориентируясь на свои вкусы и предпочтения.
Конечно же, если вы никогда не были в главном версальском дворце, непременно стоит туда заглянуть!
Тот, кто уже имел удовольствие насладиться интерьерами главного дворца, может посетить Большой Трианон. Этот комплекс зданий, выполненный в стиле классицизм, в свое время использовали для самых разных увеселительных целей. В элегантных интерьерах Большого Трианона короли проводили долгие часы и дни со своими фаворитками. Кроме того, монархи предпочитали останавливаться здесь на отдых во время охоты.
Малый Трианон в кокетливом стиле рококо понравится любителям уюта, тепла и камерности. Этот дворец был излюбленным местом уединения и отдыха для самых любимых женщин французских королей: маркизы де Помпадур, графини Дюбарри и супруги Людовика XVI Марии-Антуанетты. Малый Трианон хранит множество тайн этих красивых и влиятельных женщин.
Сады и парк Версаля поражают простором и стройностью композиции. Не хватит и нескольких дней, чтобы обойти все эти просторы из лужаек, прудов, фонтанов и беседок.
Кроме перечисленного, на территории парка расположены деревушка Императрицы, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот и ферма.

Наверняка, каждый из вас найдет что-то новое и интересное – пусть это будет вашей маленькой тайной Версаля!
статья Эмилии Казанджян.

Комментариев нет:

Отправить комментарий